Новость от Lion Trust - адвокатов Москвы

Новое в законах в 2018 году: часть 3

Необоснованная налоговая выгода – новшество в Налоговом Кодексе

За прошедшие четыре года судами Российской Федерации было рассмотрено четыреста дел о необоснованной налоговой выгоде на общую сумму свыше 12 млрд рублей – в данном случае учтены только данные по спорам о дроблении бизнеса.

Летом 2017 года В.В. Путиным были подписаны поправки в НК РФ, которые поясняют, в каких случаях организация не вправе получать вычеты по НДС или рассчитывать на уменьшение налога.

Сущность нововведений

Статья 54.1 НК РФ преследует цель фактически запретить схемы ухода от налогов. Налогоплательщик не имеет права уменьшать налоговую базу или платежи на основании недостоверных данных. При этом сотрудники ФНС получили право отказать в уменьшении налоговой базы или в возмещении НДС в случаях, если документ, который был представлен как обоснование, был подписан неустановленным лицом либо лицом, не имеющим соответствующих полномочий.

При этом налоговики не вправе отказать в снижении налоговой базы или платежей лишь на том основании, что налогоплательщик имел возможность достичь аналогичных результатов своей деятельности путем совершения иных сделок. Аналогичные правила действуют также в отношении сборов (включая страховые).

Недобросовестное выполнение налогоплательщиком положений указанной статьи сотрудники ФНС могут доказать путем проведения проверочных мероприятий налогового контроля (в том числе выездных проверок налоговой службы, камеральные проверки деклараций и т.д.). Данный закон не имеет обратной силы, то есть его положения применяются только к тем решениям налоговых органов, которые были приняты после вступления его в законную силу.

Экспертные оценки введенных изменений

По оценкам экспертов в вопросах практического применения обновленной редакции остается много неясностей, требующих дальнейшей проработки и разъяснения. К примеру, сотрудники ФНС ориентированы на доказательство умысла при доказывании нарушений, связанных с искажением информации, при этом в иных случаях это необязательно.

При этом вопрос оценки степени вины налогоплательщика остается открытым – положений, которые давали бы конкретные разъяснения, в статье 54.1 нет.  К примеру, если покупатель предпринимает все разумные меры должной осмотрительности, однако, несмотря на это, не получает достоверных сведений о том, что условия сделки были исполнены не контрагентом. Что делать в подобных ситуациях, законом четко не определено. Поэтому отказ от ранее сформированных в судебной практике позиций представляется преждевременным.

Некоторые специалисты считают, что следствием новшества могут стать отказы в налоговых льготах. Во избежание возникновения такой ситуации требуется определение правил реконструкции налоговых последствий. По этой причине представляется разумным дальнейшее совершенствование положений Налогового Кодекса, в том числе касающихся вопросов необоснованной налоговой выгоды.

Так или иначе, юристы нашей адвокатской коллегии смогут помочь вам, если у Вашего бизнеса проблемы с налоговыми органами и идёт судебное разбирательство.